У большинства из детство связано с любимой игрушкой , которые остались в памяти как близкие друзья ,как воплощение тепла той невозвратной поры .

Становление внутреннего мира ребенка немыслимы без игры, следовательно ,без игрушки. Игрушки для ребенка – та « среда», которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства , игрушки учат общаться и познавать мир.
Подбор игрушек – дело серьёзное и ответственное. От успешного решения этой проблемы зависят настроение ребенка и прогресс его развития.

В настоящее время выбрать игрушку ребенку чрезвычайно трудно. Наряду с традиционными куклами, мишками, машинками, мячиками, появились новые, невиданные прежде игрушки - динозавры, трансформеры, пауки, покемоны и т. п . Как сориентироваться в этом море игрушечной продукции? Как выбрать то, что нужно вашему ребенку? При существующей стихии рынка разобраться в этом непросто. В большинстве случаев игрушки выбираются и покупаются стихийно, в силу сложившихся обстоятельств или внешних, поверхностных признаков игрушки (привлекательности, величины, стоимости, желания угодить малышу). Развивающий потенциал игрушки, ее педагогическую "полезность" родители либо вовсе не учитывают, либо целиком доверяются прилагаемой аннотации, в которой производитель пишет все, что хочет. В результате детские комнаты нередко завалены однотипными и, как правило, бесполезными (а иногда и вредными!) игрушками, а нужных и важных для детского развития - нет. Поэтому при выборе игрушек чрезвычайно важно учитывать не только их красоту и санитарно-гигиенические свойства, но и возможное психологическое влияние на развитие ребенка.

Начнем наш разговор с того, для чего нужны игрушки и что каждая из них может дать для детского развития.

Сюжетные или образные игрушки – куклы, фигурки животных, мебель, посуда, предметы домашнего обихода. Центральное место отводится кукле. Ребенок во время игры как бы одушевляет куклу, разговаривает с ней, кормит, купает, укладывает спать, лечит т.е. проявляют о ней заботу. В процессе игры ребенок оценивает поведение куклы, передает ей свой нравственный и эмоциональный опыт, осознавая и закрепляя его тем самым.

Технические игрушки. Это транспорт, конструкторы, всевозможные технические агрегаты. Особой популярностью у детей пользуются разнообразные конструкторы «Лего», развивающие мелкую моторику, ориентировку в пространстве, мышление и творчество. Это отличная стимуляция технического мышления, а кроме того, ребенок обретает представление о деятельности взрослых .

Подрастая, ребенок начинает тянуться к спортивно моторным игрушкам. Он стремится научиться кататься на велосипеде, роликах и лыжах, с удовольствием играет в мяч и берет в руки ракетку для бадминтона, что помогает формированию его основных движений, учит ориентироваться в пространстве, и развивает такие волевые качества как смелость, организованность, выдержку и инициативность.

Музыкальные игрушки. Развивают музыкальные и творческие способности (с учетом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности ребенок подстраивает свои движения под музыкальный ритм, совершенствуя тем самым свой музыкальный слух и чувство ритма ; формируют начало музыкальной культуры.

Дидактические игрушки. С их помощью дети знакомятся с цветом, формой, величиной. К ним относятся разноцветные вкладыши, мозаика, пазлы, лото и др. эти игрушки воспитывают у детей сосредоточенность, настойчивость, умение доводить дело до конца. Дидактические игрушки несут в себе задачи интеллектуального плана, они способствуют развитию речи, интеллекта, волевых качеств, воспитанию семейной культуры.
Театральные игрушки. Служат целям эстетического воспитания, развития речи, воображения (куклы бибабо, пальчиковый театр и др.)

Мягкие игрушки. Самое главное назначение мягкой игрушки – дарить малышу нежность. По мнению психологов, мягкая игрушка способна «вылечить» ребенка от страхов.

Игрушки заместители

К 4 годам особое значение для детей приобретают предметы. Дополняющие игры, например шапочки, фуражки, бинокли. В этом возрасте развитие идет не от игрушки, а от мысли. Если раньше игрушка наталкивала ребенка на игру, то детям этого возраста по ходу игры требуется какой – либо предмет, они могут найти его заменитель или довольствоваться деталями костюмов.
При покупке игрушки пользуйтесь простыми правилами :
- игрушка должна вызывать у ребенка интерес;
- многофункциональной(чем больше действий сможет ребенок выполнить с игрушкой, тем лучше);
- безопасной;
- эстетичной;
- доброй
- учитывайте возрастные особенности детей.
А главное:
Игрушки следует выбирать, а не собирать!
И сколько бы не было у ребенка игрушек не забывайте о том, что общение ребенка со взрослыми это решающий фактор полноценного психического развития , а наиболее полно такое общение проявляется в совместной игре.