priemi


Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место по развитию речи детей в детском саду.

Свою работу начала с метода совместных рассказывании, где использовала такой игровой прием «Я начну, а ты продолжи», «Закончи предложение».
- Выпал первый….
-Утром дети …
-Девочка Маша играет….

В процессе обучения планированию высказываний задавала схему, называя начало предложения, подсказывала последовательность, способы связи («Жила-была девочка. Однажды она. А навстречу ей.»). Этот прием направлен на совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает.

Далее давала свой образец рассказа - это короткое живое описание предмета или изложение какого-либо события, доступное детям для подражания и заимствования. В данном случае я использовала прием рассказывание по игрушкам, так как игрушка вызывает положительные эмоции, желание высказываться. На данном этапе использовала дидактические игры «Магазин игрушек», «Кто это?», «Чудесный мешочек», «Узнай по описанию», «Реклама».

Также включала в работу и рассматривание сюжетных картин. Для рассказывания отобрала картины с упрощенным сюжетом и дала образец своего рассказа по картине. Необходимость образца объясняется недостаточным развитием связной речи, неумением последовательно излагать события, поскольку еще нет четкого представления о структуре повествования. Образец учит последовательности изложения событий, правильному построению предложений и соединению их друг с другом, отбору необходимой лексики.

В процессе работы по сюжетным картинам вместе с детьми рассматривали и описывали каждую картину из серии, а затем объединяли в один сюжет, выстраивая законченный рассказ. Здесь в процессе рассматривания выделили: начало, середина, конец рассказа.

В работе по серии сюжетных картин использовала различные игровые приемы. Упражнение «Найди ошибку» - на доскевыставляется набор картинок заведомо нарушенной последовательностью. Участники должны найти ошибку, исправить ее, придумать название рассказа и содержание по всем картинкам.

В задании «Продолжи рассказ» - вся серия картинок находится на доске, первая картинка открыта, другие закрыты. После описания первой открывается по порядку следующая и каждая картинка описывается. В конце дети давали название серии. Такой вариант развивает воображение, умение предвидеть развитее сюжета.

Игровое упражнение «Что сначала, что потом». Участникам предлагаю самим выставить правильную последовательность и составить рассказ по картинкам.

В рассматривании по серии картин предлагала детям самим задавать вопросы. После таких пояснений и указаний дети принимали активное участие в коллективном рассказывании.

На этом этапе было важным понимание детьми задание «придумать», то есть создать нечто новое, рассказать о том, чего на самомделе не было, или ребенок этого сам не видел, но «придумал». Тема должна быть близка к опыту детей, чтобы на основе воображения возник зримый образ, доступный их пониманию и интересный. Только в этом случае у детей появится желание придумать свой рассказ.

Обучение умению придумывать сказки начала с игры «Перевертыши» или «Сказка наоборот». Все вы знаете сказку «Красная шапочка». Сейчас я предлагаю вам сочинить сказку наоборот. Пусть она будет называться, допустим «Зеленый беретик», по аналогии сочиняется сказка, заменяя только персонажей сказки, но остается описание хода событий без изменений.

В игре «Сказочники» использовала различные виды театра, вместе с детьми сочиняли уже новые сказки. В своих сочинениях старались сохранить и описание, логичность повествования, кульминацию и развязку. Такую работу вела индивидуально и в подгруппах, чтобы активизировать речевую активность каждого ребенка. Использовала сказки о животных, так как у ребенка, с его наблюдательностью и любовью к животным, больше возможности мысленно представит их в разных условиях.
Другой вид работы, способствующий развитию связной речи - обучение детей составлению творческих рассказов по картине. В данном направлении мы опираемся на технологию, разработанную Т. А. Сидорчук. Данная технология позволяет обучать детей составлению двух типов рассказов по картине: «текст реалистического характера», «текст фантастического характера». На первом этапе работы используем приемы способствующие определению состава картины: «Подзорная труба», «Охота за подробностями», «Аукцион», «Разноцветные прямоугольники» (фрагментарное рассказывание по пейзажной картине – дети сначала составляют рассказы об отдельных фрагментах картины – закрытых прямоугольниками разного цвета. Ребенок, постепенно открывая каждую из частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет) На втором этапе с целью установления взаимосвязей между объектами, предлагаются следующие задания: пришел волшебник «Объединяй» и объединил два объекта. Почему он это сделал?; «Ищу друзей»; «Ищу недругов». На следующем этапе осуществляем описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами. Далее используем «преобразование объектов во времени», «описание местонахождение объектов на картине». На завершающем этапе составляем рассказы от лица разных объектов и составляем рассказы-фантазии. В своей работе мы следуем принципу: “Расскажи мне, я забуду, покажи мне – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”.

В результате речь детей стала грамматически правильная, расширился их словарный запас. Дети стали проявлять интерес к самостоятельному сочинению, отражать характерные особенности жанра; придумывая сказки, пользоваться свойственными жанру средствами выразительности и знаниями об особенностях сюжета.