I этап (информационно – ознакомительный )
- изучение научной, методической литературы,
- анализ и обобщение теоретических данных,
- разработка комплексно – тематического планирования.
II этап (практический)
- внедрение в практику полученных теоретических знаний.
III этап (обобщающий)
- обобщение опыта работы по теме самообразования,
- анализ результатов работы.

Цель работы:

Создание условий для формирования речи дошкольников при косвенном и прямом участии педагога

Задачи:

- воспитание желания и умения совместно играть;
- воспитание навыков коллективной игры (умение договариваться, распределять роли и игрушки, радоваться успехам товарища);
- воспитание доброжелательного отношения к людям, желания и готовности сделать им приятное и полезное;
- закрепление навыков пользования инициативной речью, совершенствование разговорной речи, обогащение словаря, формирование грамматического строя речи.

Перспективный план работы:

Сентябрь
1. изучение научной, методической литературы,
• Виноградова Н. А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. Москва, 2011.
• Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Ростов на Дону, 2013.
• Глухов В. П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи. - М., Издательский дом «Грааль», 2001.
• Филичева Т. Б., Соболева А. В. Развитие речи дошкольника. - Екатеринбург, 1996.
• Швайко Г. С. «Игры и игровые упражнения для развития речи», Москва, 1983 г. (стр. 3-8)
2. анализ и обобщение теоретических данных,
3. разработка комплексно – тематического планирования.

Октябрь

1. Пополнение атрибутов для сюжетно-ролевых игр («Магазин», «Дом»)
2. Развитие игры «Магазин» с более развитым сюжетом.
3. Работа с детьми:
- беседа о месте, где продаётся товар, профессии человека, работающего там, продаваемом товаре;
- ввести в речь детей слова: ассортимент, разнообразие, наличие, снабженец.
- показ видео- слайдов «Я в магазине».
- экскурсия в магазин
- изготовить совместно с детьми ценники на товар, деньги.
4. Провести с детьми игру «В магазине продуктов», «Я продавец», «Магазин игрушек». Во время игры координировать действия детей, направляя на создание доброжелательных отношений, незаметно побуждать детей к использованию вежливых слов, словесному описанию предметов.
5. Использовать разные материалы для строительства прилавка, склада.
5. Дид. Игра «покупка по описанию»
6. Работа с родителями:
консультация для родителей по теме : «Роль игры в развитии ребенка»

Ноябрь

1. Работа с детьми:
- беседа о месте, которое называют домом, семье, членах семьи, их правах и обязанностях, работе, увлечениях.
- ввести в речь детей слова: домашний уют, глава семьи, обязанность, кухонная утварь,
- провести с детьми игру «Дом», «Дочки-матери», «День рождения Маши». Во время игры координировать действия детей, направляя на создание доброжелательных отношений, незаметно побуждать детей к использованию вежливых слов, словесному описанию предметов, своих действий, следить за последовательностью действий.
- проиграть с детьми этюды «Пригласи в гости», «Здоровайся с хозяйкой», «Прощание и уход из гостей»
2. Дидактическая игра «Новоселье куклы».
Дидактическая задача: упражнение детей в употреблении и понимании обобщающих слов: мебель, одежда, обувь, посуда, игрушки; воспитывать у детей доброжелательное отношение к игрушкам, желание играть со сверстниками.

Декабрь

1. Работа с детьми:
- беседа о людях, которые шьют красивую одежду, делают прически.
- ввести в речь детей: портной, ткань, парикмахер, швейная машинка, прическа, размер, манекен.
- изготовить атрибуты для игры в «Ателье», «Парикмахерская».
2. Дидактическая игра « Определи на ощупь», «Подбери по цвету».
3. Работа с родителями: беседа с родителями «Моя профессия»

Январь

1. Работа с детьми:
- беседа о празднике «Новый год», правилах встречи гостей, поведения в гостях
- провести с детьми игру «Принимаем гостей».
2. Работа с родителями:
- составить с детьми рассказ о встречи «Нового года в моей семье».

Февраль

1. Работа с детьми:
- беседа о профессиях мужчин и женщин, профессиях своих мам и пап,
- ввести в речь детей слова: мужественные, необходимые.
- организовывать игры в профессии мам и пап, акцентировать внимание на нужность этих профессии, воспитывать желание подражать взрослому труду.
- использовать игрушки-заменители, или изготавливать атрибуты для игр самостоятельно.
2. Дидактическая игра «Что кому? Дидактическая задача: соотношение орудия труда с профессией людей; воспитание интереса к труду взрослых, желание помогать им, брать на себя роли людей разных профессий в творческих играх.

Март

1. Работа с детьми:
- знакомство с разными видами автомобильного транспорта.
- загадываем загадки для детей о транспорте.
- говорим о профессии водителя, обращаем внимание на пешеходный переход, светофор, дорожные знаки.
- вводим новые слова: сотрудники ГБДД, полицейский, палочка, радар, водительское удостоверение.
- рассказываем про АЗС.
- говорим о работе оператора, который отпускает бензин.
- вводим новые слова – бензоколонка, диспетчер, топливо.
- дид. игры « Отгадай по описанию»
2. Работа с родителями:
- консультация для родителей « Опасности на дороге»
- организация фотовыставки «Я пешеход»

Апрель

Работа с детьми:
- знакомство со строительными профессиями – плотник, крановщик, сварщик, каменщик.
- знакомство со строительными материалами – песок, кирпич, цемент, доски, бревна и т.д.
- проводим игру «Строим гараж», «Строим дом для куклы»
-математическую игру «Каждая машина в свой гараж»
Работа с родителями:
- составить рассказ с ребенком «Машины на стройке»

Май

Работа с детьми:
- беседы о Великой Победе советских солдат над фашизмом
- рассматривание картин на военную тематику.
- изготовить материал военной атрибутики: штурвал, якорь, бинокль
- чтение художественной литературы
- загадывание загадок
- проводим игру «В море», «Мы солдаты», «Защитники»