Что можете сделать вы?

Регулярно консультироваться с врачом – офтальмологом, тифлопедагогом и другими специалистами, выполнять их рекомендации.
Выполнять профилактические меры (ограничивайте для детей время просмотра телевизора, следите за тем, чтобы освещение было качественным, следите за тем, чтобы ребенок не тер глаза грязными руками и т.д.).
Играть!!
Как показали современные исследования, гимнастика для глаз улучшает кровоснабжение глазных яблок, нормализует тонус глазодвигательных мышц, способствует быстрому снятию зрительного напряжения.
Главное – заниматься регулярно!
Предлагаемые здесь упражнения в виде игр помогут сохранить зрение ребенка.

 

Упражнение - игра "Солнечный зайчик"

Как играем?

Взрослый читает стихотворение "Солнечный зайчик", а ребенок, держа голову неподвижно, медленно и аккуратно выполняет движения глазами, скользя взглядом за передвижением нарисованного (или воображаемого) зайчика.
Можно взять зеркальце и в солнечный день поиграть с отражением лучика солнца. Ребенок должен следить за хаотичными движениями "зайчика".
Изменяющаяся от игры к игре предлагаемая обстановка будет поддерживать интерес ребенка к выполнению задания.
Время выполнения – несколько секунд.

Солнечный зайчик. 
Лучик солнца золотится –
Зайчик солнечный резвится.
Разыгрался – не унять,
Вот бы зайчика догнать!

Упражнение – игра "Спим и просыпаемся"

Как играем?

Взрослый читает стихотворение «Спим и просыпаемся». Во время прочтения 1-й и 2-й строчек каждого четверостишия ребенок на 3 – 5 секунд (такова примерная длительность прочтения этих двух строк) сильно зажмуривает глаза, а во время прочтения 3-й и 4-й строчек на 3 – 5 секунд открывает. Это повторяем 5 раз, то есть по 1 разу на каждое четверостишие данного стихотворения.

Спим и просыпаемся.
Они крепко – крепко спят!
Только стоит им проснуться –
Глазки их, как будто блюдца!

Не добудишься зайчат –
Они крепко – крепко спят!
Только стоит им проснуться –
Глазки их, как будто блюдца!

Не добудишься котят –
Они крепко – крепко спят!
Только стоит им проснуться –
Глазки их, как будто блюдца!

Не добудишься зайчат –
Они крепко – крепко спят!
Только стоит им проснуться –
Глазки их, как будто блюдца!

Не добудишься бельчат –
Они крепко – крепко спят!
Только стоит им проснуться –
Глазки их, как будто блюдца!

Не добудишься лисят –
Они крепко – крепко спят!
Только стоит им проснуться –
Глазки их, как будто блюдца!

Профилактика нарушения зрения у дошкольников

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - гласит народная мудрость. Зрение играет большую роль в развитии человека. С помощью зрения осуществляется 90% восприятия внешнего мира. Поскольку организм ребенка очень восприимчив к различным видам воздействия, именно в детском возрасте зрению должны уделять особое внимание. Если еще десяток лет назад медики говорили о снижении зрения у детей начальной школы, то сейчас детей, с ослабленным зрением стало много и в дошкольных учреждениях. Это связывают с влияния дисплеев и компьютеров, электронных игрушек на зрение.
Работа по профилактике зрения должна проводиться систематически и носить целенаправленный, осознанный характер; необходимо, чтобы представляла для детей определенный интерес и сочеталась с элементами занимательности. Коррекционные упражнения могут быть использованы в различных видах деятельности воспитателями и родителями.
Все упражнения условно можно разделить на несколько групп:упражнений для активизации работ мышц глаза; глазодвигательные упражнения, упражнения для активизации двигательной функции; упражнения для формирования бинокулярного, стереоскопического зрения.
Рассмотрим каждую из этих групп.

Комплексы упражнений для активизации работы мышц глаза, которые способствуют снятию утомления, улучшению кровообращения, расслаблению.

Комплекс упражнений для активизации работы мышц глаз

  1. Смотреть прямо перед собой 2-3 сек.
  2. Поставить указательный палец на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца, смотреть на него 2-3 сек, опустить руку (4-5 раз)
  3. Опустить голову, посмотреть на носок левой ноги; поднять голову, посмотреть в правый верхний угол комнаты; опустить голову, посмотреть на носок правой ноги; поднять голову, посмотреть в левый верхний угол комнаты (ноги на ширине плеч) (3-4 раза).
  4. Посмотреть на вершины деревьев перед окном; перевести взгляд и назвать любой предмет на земле, отыскать в небе птиц или самолет и проследить за ними взглядом; назвать транспорт, проезжающий мимо или стоящий на обочине дороги.
  5. Глаза открыты. Выполнять частое-частое моргание глазами. Это упражнение способствует борьбе с хронической "сухостью" глаз.
  6. Стоим или сидим спокойно. Вытягиваем руку. Фиксируем взгляд на кончике указательного пальца, удерживаем взгляд на приближаемом собственном пальце, другой рукой одновременно ощупываем этот палец. При таком способе кроме фиксации (имеет место координированная работа зрительного, двигательного анализаторов).

Пальминг является разновидностью гимнастики для глаз и как раз помогает им отдохнуть. Дети растирают ладони до ощущения тепла. После этого ладони кладут на закрытые глаза таким образом, чтобы центр ладони пришелся как раз на глаз. Ладони – ключевая деталь пальминга. Держать ладони на глазах 2-3 минуты. В это время включить можно спокойную музыку или читать стихи

  1. Потереть ладони друг о дружку. Закрыть веки, затем закрыть глаза ладонями. "Смотреть" до упора вправо и влево, не открывая при этом глаза. Повтор 10-15 раз.
  2. Точно так же, как в первом упражнении, "смотреть" с закрытыми веками, но на этот раз по диагонали, по правой и по левой. Повторить 10-15 раз.
  3. Теперь "смотрим" вверх-вниз. Упражнение повторить 15-20 раз.
  4. Веки закрыты, делать глазными яблоками круговые движения, сначала в одну. затем - в другую сторону. Упражнение повторить по 10-15 раз в каждую сторону.
  5. Веки глаз закрыты. Сесть, расслабиться, потереть переносицу тыльной стороной ладони. Продолжительность упражнения - две - три минуты.
  6. Веки глаз закрыты. Мягко "постучать" по бровям указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук. Продолжительность упражнения - 1 -2 минуты.

Все вышеперечисленные упражнения улучшают кровообращение глаз, тем самым, делая их здоровее и выносливее.

 Метка на стекле позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика. Способствует профилактике близорукости. Ребенку предлагается рассмотреть круг, наклеенный на стекле, затем перевести взгляд на самую удаленную точку за стеклом и рассказать, что он там видит.

Релаксация - глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоению проводится мышечная релаксация. Релаксация может проходить лежа, сидя, стоя под звучание спокойной музыки или голос взрослого.

Упражнения для активизации двигательной функции глаз

Лабиринты активно влияют на развитие остроты зрения, подвижности глаз и когнитивное развитие.
Ребенку предлагается провести различных сказочных героев к своему домику, ведя карандашом по лабиринту.
Веселый контур для повышения остроты зрения.
Детям дается задание по обводке через кальку контурных изображений. На стол сначала кладется лист белой бумаги с контурным изображением. Поверх изображения калька. Обвести контур. Что получилось? Это изображение можно вырезать, раскрасить, заштриховать.
Тренажеры «Бабочка», «Маршруты глаз» для развития восприятия и зрительно-двигательной моторной координации.
Место нанесения схем – тренажеров – стены группы.

Упражнения для формирования бинокулярного, стереоскопического зрения

Эффективны для повышения остроты зрения, развития мелкой моторики рук, с координированных действий обеих рук упражнения по сортировке и нанизыванию бус
Эти задания также способствуют формированию бинокулярного зрения, цветоразличения основных цветов.
Ребенку предлагается сделать украшение для елки, для мамы – бусы. Для этого ему необходимо нанизать бусинки на нить.
При сортировке выбрать сначала красные бусинки, потом желтые, зеленые, оранжевые, синие.
Для развития одновременного видения выполняется такое упражнение: «Силуэт»
Накладывание одного изображения на другое. На листе белой бумаги нарисованы контурные изображения животных, овощей, фруктов и т.д. и даны вырезанные из цветной бумаги точные копии этих изображений (наложить копии на нарисованные изображения).
Для развития бинокулярного, стереоскопического зрения используется игра «Путаница».Ребенку показывают изображение картины с различными наложениями друг на друга овощами, предметами. Просят ребенка назвать, какие предметы нарисованы и какого они цвета.