Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет — эффективный способ развития мелкой моторики. Она положительно влияет на развитие речи, а также переключает малыша на его телесные ощущения, таким образом, успокаивая его. Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет усиливает согласованную деятельность речевых зон и способствует лучшему развитию памяти и воображения малыша, а его пальцы и кисти рук приобретают гибкость и ловкость.

Многим известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений рук, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони - едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка. Самое активное формирование речи ребенка происходит в возрасте от 0 до 3 лет (к 3 годам фраза должна быть сформирована), поэтому нужно начинать заниматься развитием тонких движений рук с самого рождения. Сгибая-разгибая малышу пальчики, массируя ему кисти, знайте - в это время вы посылаете импульсы в его речевые центры. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (т.к. при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

Пальчиковая гимнастика помогает:
- Развивать речь.
- Повышать работоспособность коры головного мозга.
- Развивать у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.
- Снимать тревожность.
- Нести в себе моменты радостного общения с близкими людьми.

Умелыми пальчики ребенка становятся не сразу. Пальчиковая гимнастика, как развитие мелкой моторики рук, - простое, но очень полезное занятие, которое можно применять, когда ребенку совсем нечем заняться. Поэтому игры и упражнения необходимо проводить ежедневно, в детском саду и дома, во дворе, в дороге. Для ребенка - это интересная игра. Ребенок вместе с взрослым произносит короткие стишки, при этом, каждая фраза сопровождается движениями пальчиков. Если ребенок воспринимает пальчиковую гимнастику как игру, то он с удовольствием выполняет все задания предложенные взрослым. Во время занятий учитывайте индивидуальные особенности вашего ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. То, что кажется простым для нас, взрослых, очень сложно и трудно выполнить детям. Первые неудачи могут вызвать разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять интерес к играм. Приступив к игре, не забывайте, что вы - самый родной и близкий человек для вашего ребенка, и чувство эмоциональной защищенности не должно покидать вашего ребенка ни на миг.
Немаловажным элементом для развития речи дошкольника является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия дополняются стихотворными текстами. Стихи вызывают интерес и легко усваиваются ребенком, надолго оставаясь в памяти. Рифма для ребенка служат своего рода волшебством, которое утешает и успокаивает.

Пальчиковые игры для детей младшего дошкольного возраста:

«Осень»
Вышла осень погулять, ( «Идём» указательным и средним пальцами одной
руки.)
Стала листья собирать. ( Одной рукой «подбираем» листья и «кладём» в
другую.)

«Дождик»
Дождик, дождик ( Стучи пальчиками поочерёдно)
Целый день
Барабанит в стекла.
Вся земля, ( Сжимаем и разжимаем кулачки)
Вся земля
От воды размокла...

«Деревья»
Здравствуй, лес, ( Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.)
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!