Консультация для родителей "Как лучше запомнить стихи"

«Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка».

(В.Г.Белинский).

Заучивание стихотворений – это одно из средств нравственного, умственного и эстетического развития. Детей важно учить воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус к поэзии. На ребёнка стихи действуют силой и обаянием ритма, мелодичностью, привлекает мир звуков. В стихотворении рассматриваются две стороны: содержание художественного образа и поэтическая форма (музыкальность, ритмичность). Ребёнка необходимо научить понимать и воспринимать эти две стороны в единстве.

Запоминаются легче стихи с яркими, конкретными образами. Быстро запоминаются стихи, где много глаголов, существительных, где образность и конкретность сочетаются с действием.

При заучивании стихов следует учитывать и индивидуальные особенности детей, их склонности и вкусы, отсутствие у некоторых интереса к поэзии. Детям, которые молчат, предлагаются ритмичные стихи, потешки, песенки. Слишком застенчивым приятно будет услышать своё имя в потешке, поставив себя на место действующего героя. Большого внимания требуют дети, которые слабо воспринимают ритм и рифму стихотворения.

Стихи детям очень важно читать. Заучивать стихи не только по праздникам, и не от случая к случаю, а постоянно, в течении года, развивая при этом потребность слушать и запоминать.

При заучивании две задачи ставятся.

Добиваться хорошего запоминания стихов, то есть умение удерживать в памяти и читать стихи выразительно. Такое чтение, когда отчётливо и ясно передаются мысли и чувства, выраженные в произведении. Выразительное чтение требует знание текста дословно, так как пропуск или изменение порядка слов нарушает художественную форму. Обе задачи решаются одновременно. Не следует требовать полного запоминания стихотворения на одном занятии. Для лучшего запоминания рекомендуется менять форму повторения, читать по ролям, менять тембр голоса, игровые моменты обыгрываются игрушками. При заучивании читают стихи вначале те, кто лучше запоминает и желает рассказать. После заучивания можно рисовать по прочитанному. В следующие дни вновь обратиться к этому стихотворению уже вне занятия.

Этап работы над стихотворением:

1) Взрослый выразительно читает стихотворение (при этом обращает внимание на интонацию, голос, темп, ритм, ударение).

2) Взрослый обсуждает с ребенком, понравилось ли ему это произведение, понятен ли ему содержание, задает вопросы по содержанию стихотворения, при затруднениях помогает ребенку усилить основную мысль.

3) Взрослый выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.

4) Повторно взрослый читает стихотворение, уделяет внимание на предлоги и окончания слов, на интонационную выразительность (восклицательные и вопросительные предложения).

5) Взрослый медленно читает каждую строку стихотворения, обращая внимание при этом на схему или на сопровождающие речь движения.

6) Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на схему или на движения общей моторики.

7) Взрослый и ребенок инсценируют художественное произведение, опираясь на фантазию и личное творчество.