Вопрошалки. Идем по улице и загадываем что-то одно. Например, мама загадала забор. Ребенок задает вопросы, чтобы догадаться, что это. Это живое или неживое? Оно какого цвета? Его можно есть? Оно справа или слева от меня? Оно большое или маленькое? Оно рядом с магазином или рядом со школой? И т.д. Сначала ребенку будет трудно самому придумывать вопросы, поэтому разгадывает мама. Главное чтобы он уловил логику. В игру лучше играть, когда предстоит долгий путь – в парк или в гости по дороге. Очень удобно - ребенок рядом, всем интересно.

Сыщики. Идем на прогулку мимо какого-нибудь дома. Останавливаемся около него и запоминаем – «фотографируем» в своем памяти картинку дома. А когда проходим его, то начинаем по очереди вспоминать детали – кто больше запомнил. Например, мама говорит: «Дом пятиэтажный». Ребенок добавляет - «Покрашен желтым». Мама - «На первом этаже магазин». Ребенок – «Трубы коричневые». Мама – «В доме три подъезда». Ребенок - «Нет, четыре». Оставляем для проверки на обратный путь. Иногда «ошибаемся по невнимательности» - «Во втором подъезде все балконы застекленные». Ребенок - «Нет, один не застекленный». Оглядываемся назад или проверяем на обратном пути домой, определяем, кто из нас сегодня имел память как у Шерлока Холмса.

Похожести — непохожести. Когда гуляем в парке или во дворе, то сравниваем что-то рядом стоящее. Например, два дерева. И говорим по очереди, чем они не похожи. К примеру «Под этим деревом есть муравейник, а под этим нет». Потом очередь ребенка: «У первого дерева ветки корявые, а у второго ровные». Главное – придумывать загадку с азартом, как в обычных играх: « А! У этого дерева есть дупло, а в том дереве нет!» И т.д. Когда нашли, чем не похожи – ищем, чем похожи. Это трудно. Подсказываем ребенку. Если про деревья, то говорим: « У них обоих есть ствол. Есть ветки. Есть листики. Они высокие. Им обоим нужен дождик, иначе они засохнут. Им обоим нужна земля. Нужно солнышко. У них обоих есть корни и т.д.». Также можно сравнить осенние листочки, две скамейки во дворе, качели в нашем дворе и соседнем дворе. Можно сравнивать что угодно, главное – увлечь этим ребенка!

Бюро путешествий. Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту - в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите... Путешествуя, делитесь впечатлениями.

Гуляя с ребенком в парке, понаблюдайте за приметами осени и предложите ребѐнку ответить на ваши вопросы – организуйте беседу. – Какое сегодня небо? – Небо чистое и голубое. – А каким чаще бывает небо поздней осенью? – Поздней осенью чаше небо затянуто тучами. – А какими бывают деревья поздней осенью? – Поздней осенью деревья голые. – Что произойдѐт с травой поздней осенью? – Поздней осенью трава пожелтеет и засохнет. – Подойди к муравейнику. Расскажи, что ты видишь. Что происходит с насекомыми поздней осенью? – Поздней осенью насекомые исчезают. – Посмотри на небо. Кого ты видишь? – Перелѐтные птицы летят в теплые края. Выучите с ребѐнком четверостишие, которое поможет ему запомнить название месяцев осени. Предложите ребенку разделить названия осенних месяцев на слоги: сен-тябрь, ок-тябрь, но- ябрь. Напомните: в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Дети 5 лет уже могут рассказать о событиях собственной жизни, о своем личном опыте, причем делать это очень выразительно. Попробуйте предложить им такие творческие задания. Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения.