УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ

  Логоритмика является составной частью лечебно – педагогического комплексного метода преодоления заикания. О собое место в системе логоритмических занятий занимают упражнения на развитие дыхания. Как известно, дыхание в покое и дыхание во время речи отличаются частотой и продолжительностью выдоха, наличием пауз. Для нормальной речи необходим длительный, экономный выдох. Это условие представляет определенную трудность для заикающихся дошкольников. В момент эмоционального возбуждения речевое дыхание и четкость речи у таких детей нарушается. Дыхание становится поверхностным, аритмичным. Объем выдыхамого воздуха настолько уменьшается, что его не хватает на произнесение целой фразы. Научить детей с заиканием управлять своим дыханием можно в процессе специальных упражнений, которые и включаются в логоритмические занятия. Упражнения на развитие дыхания, представленные ниже, направлены на выработку продолжительного выдоха. Самые первые дыхательные упражнения координируют ротовое и носовое дыхание, вырабатывают нижнереберный тип дыхания при активном участии диафрагмы.
    Какое-то время упражнения проводятся без речи под музыку и без нее. Они сочетаются с движениями рук: вверх-вниз, вверх - в стороны, вверх- на пояс; туловища: повороты вправо-влево, наклоны в стороны - вперед; головы: наклоны к плечам, на грудь, круговые повороты.Затем в работу включаются фонационные упражнения. После выдоха через нос следует медленный выдох с одновременным произнесением звуков: Ф___, С___,Ш____. (Здесь и далее: - длительное произнесение звука, слога; – краткое, отрывистое произнесение звука, слога.)Постепенно в эти упражнения включаются слоги и словосочетания с различными гласными. Приведем примеры некоторых упражнений слоговой гимнастики.Во время выполнения упражнений дети стоят в кругу.

Упражнение№1
Руки лежат на области диафрагмы, вдох - носом, выдох - ртом.
1. Поднять руки через стороны вверх. Во время поднимания говорить: па – па -па…(сколько возможно). Опустить руки через стороны вниз: па___.
2. Руки согнуты на уровне груди. Сделать вдох и плавным движением развести руки вверх-в стороны: па___, затем сразу плавным слегка давящим движением развести руки в стороны :по___, руки согнуть, поднести их к области груди и плавным давящим движением вытянуть вперед: пу___.
3. То же упражнение, удлиняя гласные па____, по____, пу____, еще раз повторить упражнение, говоря слоги на одном выдохе еще протяжнее.
Повторить все упражнение 2-3 раза.

Упражнение №2
1. Руки подняты через стороны вверх. По мере поднятия рук: па – па - па… Опустить руки через стороны вниз: па_____. Все упражнение выполняется на одном выдохе два раза.
2. Руки согнуть на уровне груди. Вдох: па___по___пу___па – по - пу. Движение на звук А плавно переходит в движение на звук О, затем также плавно на звук У.

Упражнение №3
Говорить на одном выдохе:
Па___по___пу___
Па___по____пи___
Па___по____пэ____

Упражнение №4
Дети сидят на полу по-турецки.
Резкие удары кулаками перед собой: па. по. пу.
Положить ладони на область диафрагмы, говорить на одном выдохе: па___по___пу___.
Повторить упражнение со слогами: па. пэ. пи., па___пэ___пи___.

Упражнение №5
Ладони положить на область диафрагмы. Сделать вдох, на выдохе сказать:
Па____
По____
Пу____
Пи____
Пэ____
Сказать на одном выдохе: па___по___пу____пи____пэ____.

Упражнение №6
1. Сделать вдох, на выдохе произнести:
a) Па___па.
b) По___по.
c) Пу___пу.
d) Пи___пи.
e) Пэ___пэ.
Одновременно выполнять соответствующие, описанные выше движения.

2. Сделать вдох, на выдохе произнести:
a) Па.па___
b) По.по___
c) Пу.пу___
d) Пи.пи___
e) Пэ.пэ___.
Дыхательные упражнения помимо нормализации речи способствуют преодолению внутренней эмоциональной и мышечной скованности заикающихся детей. Правильное дыхание не только позволяет развивать все психические процессы, регулировать эмоциональное состояние, значительно увеличивать скорость протекания мыслительных операций, но и длительно сохранять приобретенные навыки и умения.